РУС БЕЛ ENG

Молодому специалисту

  • Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
  • Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
  • Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
  • Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
  • Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
  • Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
  • Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
  • Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
  • Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
  • Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
  • Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
  • Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
  • Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
  • Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
  • Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
  • В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
  • Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
  • Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
  • Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
  • Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.
Просмотреть и скачать
Рекомендации к использованию оценочного листа посещения урока по предмету
Типы уроков Виды уроков
1. Урок изучения нового материала (сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов – как методические варианты уроков) – урок-лекция; 2 – урок-беседа; 3- урок с использованием учебного кинофильма; 4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке) 
2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) 1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); 2 – урок - лабораторная работа; 3 – урок практических работ; 4 – урок-экскурсия; 5 – семинар
3. Урок обобщения и систематизации Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков
4. Уроки контрольные (учета оценки знаний, умений и навыков) 1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 – письменная проверка; 3 – зачет; 4 – зачетные практические и лабораторные работы; 5 – контрольная (самостоятельная) работа; 6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов)
5. Комбинированные уроки На них решаются несколько дидактических задач

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока изучения нового материала (1):

1 - первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познавания при высокой мыслительной активности учащихся;

2 – указание на то, что учащиеся должны запомнить;

3 – мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

4 – сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

5 – первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

6 – контроль результатов первичного запоминания;

7 – регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

8 – внутренне повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

9 – частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока изучения нового материала (2):

  • Организационный момент: подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.
  • Проверка домашнего задания:
  • проверка выполнения письменного задания обходом по рядам;
  • зачитывание учащимися решенных примеров, задач;
  • сверка ответов решенных задач, сделанных расчетов;
  • выборочная проверка конспектов;
  • проверка выполнения задания по составлению различных схем, изготовлению плакатов, моделей, макетов;
  • фронтальная беседа по проверке хода решения задачи.

3. Повторение пройденного материала.

4. Изложение нового материала по плану.

5. Самостоятельной усвоение новых знаний:

  • работа с учебником;
  • просмотр кинофильма;
  • просмотр телепередач;
  • выполнение лабораторной работы;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа по опорным конспектам, сигналам, схемам.

6. Закрепление нового материала:

  • повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;
  • повторение учащимися основных положений темы;
  • ответы на вопросы;
  • выполнение упражнений устных и письменных;
  • решение задач (качественных, количественных, познавательных, тренировочных, развивающих);
  • проведение опытов.

7. Самостоятельная работа учащихся:

  • работа с учебником, справочниками, составление тезисов, конспектирование;
  • вычерчивание схем, эскизов, графиков;
  • письменная фронтальная работа;
  • индивидуальные самостоятельные работы (по карточкам);
  • тестовые задания;
  • диктанты;
  • решение примеров и задач;
  • вывод формул;
  • написание сочинений, творческих работ;
  • разрешение проблемных ситуаций.

8. Подведение итогов урока:

  • систематизация и обобщение знаний;
  • анализ усвоения учащимися программного материала;
  • выставление и корректирование оценок;
  • анализ проделанной на уроке работы;
  • поведение на уроке.

9. Домашнее задание:

  • выделение основного в домашнем задании;
  • изучение материала по новой теме;
  • выполнение упражнений по новой теме.

10. Индивидуальные задания учащимся:

  • подготовка рефератов различной тематики;
  • сбор материала, документации и так далее;
  • выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);
  • экспериментальная работа (опыт, наблюдение, изготовление макетов).

Структура уроков формирования умений и навыков:

1 – постановка цели урока,

2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,

3 – проведениепроверочных упражнений,

4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,

5 – упражнения на их основе,

6 – упражнение на их закрепление,

7 – тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции,

8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,

9 – упражнения творческого характера,

10 – итог урока,

11 – задание на дом.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;

2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4 – проверка выполненных работ;

5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6 – задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 - сообщение темы, цели и задач урока;

2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;

3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;

4 – проверка знаний основных понятий ,законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;

5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;

6 – применение учащимися знаний, практические задания;

7 – выполнение комплексных творческих работ;

8 – итоги урока;

9 – домашнее задание.

Структура урока проверки знаний:

1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ ил чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;

3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и должны быть посильными для каждого ученика;

4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

 Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 – сообщение темы, цели и задач урока;

2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;

3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;

4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 – организация начала урока;

2 –проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 –подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

4 –изучение нового материала, в том числе и объяснение;

5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 – подведение итогов и результатов урока;

8 – задание на дом;

9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Урок главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

  1. Организационный организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
  2. Целевой постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
  3. Мотивационный определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
  4. Коммуникативный уровень общения учителя с классом.
  5. Содержательный подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
  6. Технологический выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
  7. Контрольно-оценочный использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
  8. Аналитический подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.

  • четко определить и сформулировать для себя его тему;
  • определить место урока в теме, а темы — в годовом учебном курсе;
  • выделить общую задачу урока;
  • конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;
  • определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;
  • определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам.

Для этого необходимо знать:

1) особенности учащихся класса:

  • уровень класса;
  • отношение к предмету;
  • темп работы класса
  • сформированность ЗУН;
  • отношение к разным видам учебной деятельности;
  • отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;
  • общая дисциплина учащихся.

2) учет индивидуальных особенностей:

  • тип нервной системы;
  • коммуникативность;
  • эмоциональность;
  • управление восприятием нового материала учащихся;
  • умение преодолеть плохое настроение;
  • уверенность в своих знаниях, умениях;
  • умение импровизировать;
  • умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.
Для этого надо:
1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно популярные, методические. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:
просмотреть учебную программу;
перечитать объяснительную записку;
прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить , что требуется от учителя к данному уроку.
2) Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в знакомой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
3) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
IV. Продумать «изюминку» урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
V. Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
V. Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает.
Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
VI. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
VII. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.
Конспект должен содержать три основные части:

  • формальную;
  • содержательную;
  • аналитическую.
  1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
  2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
  3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
  4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
  5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
  6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
  7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
  8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
  9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
  10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
  11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока:

  • Организация начала урока
  • Проверка выполнения домашнего задания
  • Всесторонняя проверка знаний
  • Подготовка к усвоению нового учебного материала.
  • Усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
  • Закрепление новых знаний.
  • Подведение итогов урока.
  • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

  • Организация начала урока
  • Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
  • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
  1. Как подготовить современный урок

    Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержания, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

    Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

    Признаки современного урока

    1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.
    2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.
    3. Наличие многоплановых целей (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т.п.).
    4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.
    5. Деятельностный подход в обучении.
    6. Изменение соотношение функций учителя и учащихся в учебном процессе.
    7. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.
    8. Оптимизация содержания обучения.
    9. Комплексный подход к организации учебного процесса.
    10. Совершенная структура урока.
    11. Соотношение рационального и эмоционального на уроке.
    12. Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях.
    13. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
    14. Оперативная обратная связь.
    15. высокий, но посильный темп урока.
    16. Эмоциональный подъем на уроке.
    17. Наличие НОТ учителя и ученика.
    18. Наличие благоприятного психологического микроклимата.

    Условия организации урока

    Социально-педагогические

    1. Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой.
    2. Наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией
    3. Наличие хорошей учебно-материальной базы (хороший учебник, учебно-методические комплекты и наглядные пособия, ТСО, соответственно оборудованное классное помещение).
    4. Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.

    Психолого-дидактические

    1. Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-познавательного процесса.
    2. Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту, этапу обучения.
    3. Наличие достаточного уровня сформированности мотивов обучения, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
    4. Применение активных форм и методов обучения.
    5. Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.
    6. Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.
    7. Научная организация педагогического труда, труда ученика.

    Достоинства классно-урочной системы

    1. Равномерное прохождение учебного материала в строгой логической последовательности в рамках точно отведенного учебного времени.
    2. Четкая организованность учебной работы.
    3. Планомерное осуществление руководства учителем образования, воспитания и развития учащихся.
    4. Организация учебной работы с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием личности.
    5. Возможность знания учителем учащихся, ими учителя, а также друг друга.
    6. Чередование труда и отдыха, способтвующе8го внесению ритмичности и четкости в работу всей школы.
    7. Обеспечение развития индивидуальных способностей каждого ученика, а также необходимых коллективистских отношений.

    Недостатки классно-урочной системы

    1. Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся.
    2. Ограниченность возможность работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности.
    3. Трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала школьниками.
    4. Ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности.
    5. Усреднение темпа прохождения учебного материала.

    Недостатки традиционного урока

    (объяснительно-иллюстративного типа обучения)

    1. Построенный урок по схеме: «опрос – объяснение – закрепление» не обеспечивает условия реализации идей принципа развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность.
    2. Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности, которая не отражена даже в структуре урока в плане.
    3. Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (опросить, объяснить, закрепить, и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность подразумевается).

    Основное внимание сконцентрировано на результат, достигнутый учащимися, в процессе их учения, протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.

    Требования к современному уроку

     1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ:

    1. Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
    2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности ученика.
    3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.
    4. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. Их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.
    5. Реализация на уроке всех дидактических принципов.
    6. Создание условий для успешного учения учащихся.

    2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:

     2.1. Психологическая цель урока:

    1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

    2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

    3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

    2.2. Стиль урока:

    1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

    • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
    • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности;
    • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
    • выполнение учителем и учащимися проблемно-эвритического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
    • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
    • соотношения побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

    2) особенности самоорганизации учителя:

    • подготовленность к уроку – главное осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
    • рабочее самочувствие в начале урока и в ходе его (собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичности, настойчивость в осуществлении поставленной цели, педагогическая находчивость и др.);
    • педагогический такт (случаи проявления);
    • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

    3. Организация познавательной деятельности учащихся:

    1) определения мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

    • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
    • использование установок в форме убеждения, внушения;
    • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
    • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятья новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

    2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

    • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выводов).
    • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий уровня понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;
    • планирования приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создания преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнения заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
    • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного в обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
    • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучению отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы);

    3) закрепление результатов работы:

    • формирование навыков путем упражнений;
    • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

    4). Организованность учащихся:

    1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
    2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы учащихся на уроке.

    5). Учет возрастных особенностей учащихся:

    1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
    2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
    3. диффе6ренцированный подход к сильным и слабым ученикам.

    3.ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

    1. температурный режим;
    2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания и т.п.);
    3. освещение;
    4. предупреждение утомления и переутомления;
    5. чередования видов деятельности (смена слушания выполнения вычислительных графических и практических работ);
    6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
    7. соблюдения правильной рабочей позы учащего;
    8. соответствие росту школьника классной мебели.

     4. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

    1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
    2. темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся – завершенными;
    3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
    4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
    5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
    6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
    7. учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

    Как же построить современный урок?

    Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведённые ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

    I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

    • чётко определить и сформулировать для себя его тему;
    • определить место темы в учебном курсе;
    • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
    • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

    II. Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитательные функции урока.

    III. Спланировать учебный материал урока.

    Для этого надо:

    Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

    Подобрать учебные задания, целью которых является:

    • узнавание нового материала;
    • воспроизведение;
    • применение знаний в знакомой ситуации;
    • применение знаний в незнакомой ситуации;
    • творческий подход к знаниям.

    Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

    • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
    • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
    • задания, способствующие закреплению материала учеником.

    IV. Продумать «изюминку» урока.

    Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному и пр.

    V. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

    Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

    VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего надо подумать:

    • что контролировать;
    • как контролировать;
    • как использовать результаты контроля.

    При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес к их работе.

    VII. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, всё ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

    VIII. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

    IX. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

    • формальную;
    • содержательную;
    • аналитическую.

    Формальная часть выглядит так: просмотреть

Задачка с тремя неизвестными.
Перед тем как наш герой войдет в школу, небольшой комментарий. Кто он такой – молодой человек, окончивший институт?
Во-первых, как профессионал он еще достаточно слаб – сдавая в институте экзамены, он выучивал факты, которые просто образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Как известно, чтобы действительно знать предмет, по нему зачастую надо самому прочитать аудитории курс. Такой практики у молодого человека, естественно, нет.
Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать. Да, сам он окончил школу 5–8 лет назад, но, с одной стороны, в нашей жизни все очень динамично меняется, с другой – этот груз воспоминаний ему может помешать: чтобы объективно оценить себя как ученика, у него опять же нет опыта.
И в третьих (хотя это надо бы по значимости поставить на первое место), он совершенно не понимает, что его первая работа – это десятилетиями сложившаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами.
И начинает решаться задачка с тремя вышеописанными неизвестными. На первых порах ему все в школе улыбаются, новенькая трудовая книжка кладется в отдел кадров, первые дни и недели – душевный подъем и полная эйфория. А далее неминуемо начинаются конфликты.

Конфликт первый
АДМИНИСТРАЦИЯ

То, что для школьных директоров и завучей сегодняшний тинейджер – существо странное и абсолютно непонятное, – об этом говорить нет смысла. Школьная экскурсия, дискотека или выпускной вечер – всегда момент чрезвычайной опасности, требующий всеобщей учительской мобилизации, блокирования входов-выходов и перевода всех человеческих ресурсов в «готовность № 1».
Но молодой учитель – это тоже «непонятный зверь». По возрасту он отличается от одиннадцатиклассников не так уж сильно (что такое срок в 5–8 лет для пятидесятилетнего директора?)
Кроме того, представления о специфике профессии у неофита, с точки зрения школьного администратора, отсутствуют – он не знает самых очевидных вещей. Помню, на третий день моей работы завуч хлопнула перед моим носом дверью со словами: «Заполните родителку в журнале, не забудьте про ОШ и в пятницу приходите на МО». Что имелось в виду, поймет любой немного работавший в школе человек. Для меня тогда это оказалось полным откровением. Молодой учитель сталкивается с таким объемом школьной документации, что начинает ощущать свою полную профнепригодность.
В итоге весь первый год молодой человек понимает очень мало из происходящего и пытается вписаться в предлагаемые рамки. В результате в указанный период он совершает множество ошибок, каждая из которых может быть «награждена» строгим выговором, а то и увольнением. Терпеливо-внимательная администрация, которая могла бы молодому специалисту спокойно, без нервов все толково объяснить, – большая редкость, поэтому даже без выговоров учитель пишет гору объяснительных и докладных с мотивацией и раскаянием относительно очередного «ужаснейшего» поступка, который он совершил, не зная, как поступать.

Конфликт второй
УЧЕНИКИ

Впервые входя в класс, учитель открывает приготовленный конспект и думает: «Так, тема урока у нас сегодня такая… Начну с этого, перейду к этому, задам такие-то вопросы и т.д.» Но звенит звонок, дети рассаживаются, и… все идет наперекосяк. То, что только что казалось таким интересным, не вызывает никакого оживления у класса, вопрос оказывается слишком сложно сформулирован, и ученики его вообще не понимают, потому что привыкший к институтской среде вчерашний студент говорит безумно сложными конструкциями.
Нового учителя ученики всегда начинают «пробивать», пробовать, что называется, «на слабо». В трудном классе это может принять весьма экстравагантные формы, воспитанные дети проведут этот этап спокойнее. Но он обязательно будет: могут начать стучать или громко говорить, не замечая повышения учителем голоса, могут (старшие классы) выдать что-то эпатирующее, могут просто принципиально замолчать, чтобы
посмотреть «а что будет?». Для молодого учителя, не понимающего, что его просто проверяют, ситуация выглядит как полностью вышедшая из-под контроля и требующая немедленного реагирования.
Усугубляет положение также то, что дети видят человека молодого, интересного: «Ну и что он сделает, если мы…» Если учитель с честью выйдет из цейтнота – честь ему и хвала, если в этом эксперименте проиграет – плохо дело: восстановить свой авторитет ему будет очень непросто.
Вообще самая существенная проблема для молодого педагога в первое время работы – это умение «держать класс». Чтобы 30 человек в течение урока были направляемы в нужное русло, требуется бездна энергии, мгновенная реакция, стремительные переходы от расслабления к работе и одновременное создание ощущения, что весь процесс идет легко, свободно и естественно.
Только со временем придет понимание, что учитель на уроке – слаломист, которому обязательно нужно пройти ряд обязательных флажков на трассе (опорных пунктов урока), а в остальном можно отдаться на волю детей. Дети как-то подсознательно чувствуют, что учителю тяжело, и начинают помогать: с готовностью идут на диалог, лучше, чем с более старшими по возрасту учителями, выполняют заданное, своими силами «затыкают» особенно распоясавшихся одноклассников. Но это оказывается возможным, только если дети чувствуют, что перед ними искренний, не равнодушный к ним человек.
Детское тепло, явно или неявно выраженное, молодой учитель ощущает очень сильно, и от этого на задний план отступают многие нерешенные проблемы.

Конфликт третий
ТЕКУЧКА

Возвращаясь домой, учитель садится работать. С одной стороны, не отпускает так называемая текучка.
Литератор перечитывает объемные тексты, поднимает филологические исследования, проверяет сочинения и на каждое пишет рецензии.
Русист в средних классах каждый день (!) должен проверять стопку тетрадей (хорошо, если одного класса).
Математик и физик подыскивают и решают занимательные задачки.
Историк должен быть в курсе всех последних событий и исследований. И т.д.
Все это отнимает уйму времени, и, как показывает практика, в первый год желающий работать учитель практически не имеет свободного времени – дома или на работе он живет школой.
С другой стороны, он постоянно ощущает необходимость читать. Во-первых, работы по специальности и, во-вторых, художественную литературу, чтобы не ударить в грязь лицом перед учениками. А в-третьих, он вынужден интересоваться работами по психологии и педагогике – чтобы понять, кто перед ним сидит, как его воспринимают и почему в который раз «такая красивая концепция» из вузовского учебника была встречена школьниками прохладно.

Конфликт четвертый
КОЛЛЕГИ

Очевидно, что молодой специалист, приходящий в школу, менее опытен, чем его коллеги, работающие в школе уже не первый год или даже десятилетие. Не хватает знаний по предмету, методике, психологии, навыков контакта с учениками, в общем, всего того, что принято называть профессионализмом.
Теоретически нормальной была бы ситуация, при которой старшее поколение профессионалов постепенно передавало бы накопленный опыт молодым. Но теория, как обычно, расходится с практикой. Не знаю, возможно, это мой эксклюзивный негативный опыт, но, насколько я видел, реально передачи опыта не происходит. Много чаще можно услышать: «И чему вас только в институте учили?» или: «Как, вы и этого не знаете?!»
Как и в случае с администрацией, зачастую, с точки зрения своих коллег, молодой учитель не знает «элементарных вещей». При этом в большинстве случаев недавний выпускник вуза бывает значительно более компетентен в специальности, чем закончившие институт за 20–30 лет до него.
В первый год моей работы учитель высшей категории с 30-летним стажем горячо меня уверяла, что структуралистская школа Ю. Лотмана – авангард современной филологии, имени Е. Мелетинского она не слышала никогда. Говорить о рецептивной эстетике и герменевтике, что меня тогда действительно интересовало, было также не с кем.

Конфликт пятый
РОДИТЕЛИ

Не дай Бог работающему в школе первый год учителю получить классное руководство! В очень редких случаях родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни. Вполне понятна их тревога за судьбы собственных детей (зрелый учитель однозначно совершит меньше ошибок и научит лучше), но учителю от этого не легче.
Естественно, срабатывает возрастной момент: не каждый сможет серьезно слушать советы от 22–23-летнего молодого человека. Основным аргументом становится очевидное: «Да что вы нам говорите, если у вас собственных детей нет. Вот будут – поймете!»
Положение усугубляет то, что у нас, как известно, все всё знают о своих детях лучше всех и стопроцентно уверены, как и чему их надо учить. Что-то возразить при таком подходе весьма и весьма проблематично.
В итоге если на сторону молодого педагога не становится администрация (см. пункт 1), то устоять против родительского напора вчерашнему выпускнику института оказывается очень непросто.