РУС БЕЛ ENG

Режим дня школьника

РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА

Режим дня - это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ:

1.     Режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания).

2.  Продолжительность и кратность сна.

3.  Время пребывания на свежем воздухе в течение дня.

4.    Продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях учреждений образования, так и дома.

5.   Продолжительность составных элементов деятельности, правильное чередование труда и отдыха.

6.            Свободное    время,    возможность    обеспечить     двигательную активность, занятия по интересам.

При   построении   режима   дня   учащихся   необходимо   учитывать особенности функционирования нервной системы детей и подростков:

ü  высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы;

ü  два подъема функциональных показателей в течение дня в первую (с 8 до 12 ч) и во вторую половину дня (с 16 до 18 ч);

ü  1-й подъем работоспособности выше и продолжительнее 2-го.

     Питаться дети должны 4-5 раз в сутки с интервалом 3,5-4 часа. Количественное распределение суточного объема пищи по отдельным приемам должно составлять: на завтрак – 25%, на 2-й завтрак или полдник – 10-15%, на обед – 35- 40%, на ужин – 25%.

     Продолжительность ночного сна должна составлять у школьников 7-10 лет – 11-10 ч; 11-14 лет – 10-9 ч; 15-17 лет – 9-8 ч. При этом у учащихся 1-х классов должен быть предусмотрен дневной сон длительностью 1-1,5 часа.

     Потребность в двигательной активности детей должна удовлетворяться во время занятий физической культурой, участия в физкультурно- оздоровительных мероприятиях (физкультурные праздники; Дни здоровья; физкультурный досуг), мероприятиях распорядка дня (утренняя гимнастика, физкультминутки на занятиях); во время перерыва между занятиями; подвижных игр и физических упражнений в часы прогулок; при самостоятельной двигательной активности).

Примерный объем ежедневной двигательной активности школьника:

 

 

 

Класс

Двигательная активность на воздухе (часы)

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Гимнастика до уроков (мин)

Физкульт- минутки на уроках

(мин)

Подвижные перемены (мин)

ДА во вторую половину

дня (часы)

I - II

3,5

5-6

5

30-35

1,5-2

III

3,5

5-7

5

25-30

1-1,5

IV

2,5

5-7

5

20-30

1-1,5

V - VIII

2

6-8

5

20-30

1

IX - X

2

6-8

5

15-20

1

XI

2

6-8

3-5

15-20

1

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГУЛОК НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

§  в младшем школьном возрасте – не менее 3,5 ч

§  в среднем школьном возрасте – не менее 3 ч

§  в      старшем      школьном возрасте – не менее 2,5 ч

§  в выходные дни и во время каникул продолжительность пребывания детей на открытом    воздухе увеличивается на 1,5-2 ч (занятия по интересам, экскурсии, походы и др.).

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ:

1.        Продолжительность и количество занятий должны учитывать физиологические возможности центральной нервной системы детей в различные возрастные периоды.

Дети способны сохранять активное внимание в 5-7 лет – в течение 15 мин; в 8-10 лет – 20 мин; в 11-12 лет – 25 мин; в 12-15 лет

– 30 мин. Соответственно продолжительность занятий для школьников в 1 классе составляет 35 мин, начиная со 2 класса – 45 мин.

2.       При первых признаках утомления во время занятий должны проводиться физкультурные минутки – не менее 1,5-2 мин.

3.     Продолжительность перерывов между занятиями должна быть не менее 10 мин.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Домашние задания учащимся I класса не должны задаваться в течение всего учебного года.

Продолжительность                выполнения домашних заданий должна составлять:

во II классе – до 1,2 ч; III-IV классах – 1,5 ч; V-VI классах – 2 ч;

VII-VIII классах – 2,5 ч;

IX - XI (XII) классах – 3 часов.

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ

  • полноценный ночной сон – не менее 10 ч
  • активный отдых (прогулка) на воздухе – не менее 2,5 ч
  • дневной сон (для ослабленных детей) – 1-1,5 ч
  • свободное время (игры, чтение, любимые занятия, телевизор, компьютер) – не менее 1,5 ч
  • гигиенические процедуры и самообслуживание – не менее 1,5 ч
  • прием пищи 4-5 раз, общей продолжительностью – не менее 1,5 ч
  • учебные занятия + дорога в школу (4–5 часов);
  • домашние занятия – до 1 ч
  • дополнительные занятия (музыка, спорт и т. п.) – до 1 ч.

РЕЖИМ ДНЯ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ

  • полноценный ночной сон – не менее 8 ч
  • активный отдых (прогулка) на воздухе – не менее 1,5 ч
  • гигиенические процедуры, самообслуживание, домашние дела – 1-1,5 ч
  • прием пищи – около 1 ч
  • свободное время (чтение, любимые занятия, телевизор, компьютер) – 1-1,5 ч
  • учебные занятия, включая дорогу в школу – 6-7 ч
  • выполнение домашних заданий – 3-3,5 ч
  • дополнительные занятия (факультативы по выбору, музыка, иностранный язык, спорт и т. п.) – 1-1,5 ч.